Фонарь проекционный (волшебный) — оптический прибор, служащий для отбрасывания (проектирования) на белую, хорошо отражающую или пропускающую свет плоскость (экран) увеличенного изображения какого-либо небольшого предмета. В качестве такого предмета чаще всего служит прозрачная картинка, рисованная или воспроизведенная фотографическим путем на стеклянной пластинке и сильно освещенная сзади источником света, лучи которого собираются (конденсируются) на картинке посредством системы собирательных стекол (конденсатор). Ярко освещенная картинка проектируется на экране другой системой чечевиц — объективом. Таким образом, схема Ф. представляется в следующем виде (фиг. I): А — конденсатор, В — объектив, С — источник света, Е — картина, F — экран.
Помещают источник С в ящик (корпус Ф.) D, окружающий С со всех сторон; в стенку ящика врезан конденсатор А. Рассмотрим составные части Ф. в отдельности. А) Конденсатор. Необходимость применения конденсатора в Ф. для более яркого освещения проектируемой картины и наивыгоднейшее расположение конденсатора следуют из фиг.2, где С источник света, ab — картина, В — объектив.
При отсутствии конденсатора (I) в объектив попадает лишь очень узкий пучок света, и проектируется лишь ничтожная часть картинки cd.A.; если стекло поставлено так, что источник С находится в главном фокусе стекла (II), то вся картина будет освещена параллельным пучком света, но в объектив опять попадет лишь узкий пучок света, и на экране изобразится лишь незначительная часть картинки. Удалим конденсатор А от источника С настолько, чтобы пучок света, выходящий из А, сделался сходящимся, и поместим объектив так, чтобы сходящийся пучок весь попадал в отверстие объектива (III); в этом случае, очевидно, весь пучок, попадающий на конденсатор, попадает и в объектив, и вся картина будет проектироваться на экране. Очевидно, это (III) относительное положение конденсатора, источника света и объектива есть наиболее выгодное, и к нему стремятся приблизиться при всяком проектировании картин. Чем короче фокусное расстояние конденсатора при данном диаметре его, тем ярче можно осветить им картину; действительно, более короткофокусный конденсатор нужно более приблизить к источнику света, а следовательно, в него попадает и большее количество лучей (фиг. 3, где А более короткофокусный конденсатор). Поместим за картинкой собирательное стекло
Диаметр конденсатора должен быть, очевидно, не меньше, чем большая диагональ проектируемой прямоугольной картинки. Таким образом, если мы желаем проектировать возможно ярко возможно больших размеров картинку, мы должны воспользоваться в качестве конденсатора чечевицей большого отверстия при малом фокусном расстоянии. Простые чечевицы такого рода обладают настолько сильно выраженной сферической аберрацией (см.), что их нельзя применять в качестве конденсатора; поэтому строят сложные конденсаторы, из которых наиболее распространенным является двойной конденсатор — типа изображенного на фиг. 4.
Он состоит из двух одинаковых плосковыпуклых чечевиц а и b, обращенных друг к другу выпуклостями; при таком расположении чечевиц сферическая аберрация при данном фокусном расстоянии будет наименьшей. Подобный конденсатор наивыгоднейшим образом расположен тогда, когда источник света S находится в главном фокусе обращенной к нему чечевицы, т. е. на двойном фокусном расстоянии всего конденсатора (фиг. 4), и лучи света между чечевицами проходят параллельным пучком. Действительно, если бы лучи выходили из первой чечевицы расходящимся пучком, то часть их не попадала бы на вторую чечевицу и освещение было бы менее ярким; если бы лучи выходили из первой чечевицы сходящимся пучком, то не вся поверхность второй чечевицы оказалась бы освещенной (фиг. 5, a и b).
Сообразно с обычными размерами проектируемых картинок конденсаторы для Ф. приготовляются обыкновенно с диаметром от 10 до 16 см; наивыгоднейшее расстояние источника света от двойного конденсатора равно около полутора диаметрам последнего, т. е. фокусное расстояние конденсатора равно приблизительно 3/4 диаметра его. Укорочения фокусного расстояния можно достичь при помощи тройных конденсаторов; наиболее распространенный тип их изображен на фиг. 6, которая наглядно показывает выгоду в освещении при пользовании тройным конденсатором; такой конденсатор можно безопасно приблизить к источнику, так как последняя чечевица благодаря своей тонкости менее подвержена лопанию и она же защищает от чрезмерного нагревания остальные чечевицы.
Тройной конденсатор может давать освещение от 2 до 3 раз более сильное, чем двойной; тройные конденсаторы изготовляются, однако, лишь только больших размеров (не менее 12 см диам.), так как подобные конденсаторы меньших размеров имели бы слишком короткое фокусное расстояние. Для научных и учебных целей часто применялись конденсаторы более длиннофокусные, дающие возможность получить параллельный пучок света, выходящий из конденсатора; такой свет необходим, напр., при проектировании некоторых явлений в поляризованном свете. В настоящее время для этой цели пользуются теми же самыми конденсаторами, которые применяют и для картин, но дополняют их соответственным образом расположенной двояковогнутой чечевицей (фиг. 7), превращающей сходящийся пучок в параллельный.
Выгода этого последнего способа получения параллельного света ясно видна из фиг. 7, где Ρ изображает поляризующее приспособление (Николеву призму), отверстие которого всегда значительно меньше отверстия конденсатора. Все чечевицы конденсатора собраны обыкновенно в одной тонкой латунной оправе (трубке), снабженной отверстиями для свободной циркуляции воздуха, охлаждающего чечевицы; эти последние должны сидеть в оправе совершенно свободно, иначе нагревшиеся чечевицы могут лопнуть. Конденсаторы дополняют иногда (особенно в современных Ф. с сильной вольтовой дугой) защитительными пластинками из "нелопающегося" стекла (Hartglas), помещенными у самой поверхности конденсатора, обращенной к источнику света; эти пластинки защищают чечевицы и от чрезмерного нагревания, и, главным образом, от разбрасываемых вольтовой дугой раскаленных частичек, въедающихся в стекло. В прежнее время для увеличения количества света, попадающего в конденсатор, пользовались часто вогнутыми зеркалами (рефлекторами), помещенными за источником света так, чтобы источник находился в центре шаровой поверхности, образующей зеркало. При этом (единственном правильном) положении зеркала все лучи от источника, падающие на зеркало, возвращаются к источнику и идут дальше как бы из источника. В настоящее время зеркала не применяются: зеркало может дать правильно сводящийся в центре его пучок, только если источник представляет светящуюся точку; более или менее близко к этому условию подходит друммондов свет и вольтова дуга постоянного тока, но первый из этих источников света излучает свет только в одном направлении, а второй (при наклоненных углях, см. ниже) почти исключительно в одном направлении. Современные же керосиновые и газовые лампы, применяемые в Ф., имеют светящуюся поверхность столь большую, что отраженные от зеркала лучи идут весьма неравномерным и неправильным пучком и дают неравномерное освещение экрана; кроме того, пламя этих ламп поглощает значительную часть отраженных от зеркала лучей, так что выгода в увеличении яркости освещения экрана становится очень незначительной. В) В качестве объектива в Ф. применяются короткофокусные светосильные фотографические системы обыкновенно типа портретного объектива Петцваля (см.); в последнее время в хороших Ф. применяются и другие новейшие системы объективов, значительно более совершенные, чем объективы Петцваля, но и значительно более дорогие. Между тем для проекции прозрачных картин вполне достаточен фотографический объектив, который для фотографических целей может быть и не вполне удовлетворительным. Действительно, хороший фотографический объектив с фокусным расстоянием в 15—25 см (каковое имеют обыкновенно объективы в Ф.) должен покрывать безукоризненно резко и без искажения круг диаметром не менее 15—20 см, между тем как в Ф. этот объектив должен при тех же условиях резко проектировать только конденсатор, т. е. круг диаметром в 10—12 см; такой круг резко изобразить может и посредственный фотографический объектив данного фокусного расстояния. Затем чрезвычайная резкость, даваемая хорошими современными объективами, совершенно пропадает при проектировании, так как 1) изображаемые картины (напр. фотографические диапозитивы на броможелатиновых пластинках) сами по себе не имеют достаточной резкости и 2) при большом расстоянии зрителя от экрана несколько большая или меньшая резкость изображения не имеет никакого значения. Ввиду всего этого в обыкновенных Ф. можно удовлетвориться вполне простыми объективами, изготовляемыми специально для Ф. по типу портретного объектива Петцваля. Объектив направляется к проектируемой картине той стороной, какой он направлен к чувствительной пластинке в фотографической камере. Расстояние объектива от картины должно быть такое, чтобы изображение картины на экране вырисовывалось возможно резко; чтобы достигнуть этой резкости, перемещают объектив, приближая его к картине или удаляя от нее; для удобства перемещения объектив вставляют в трубку, вдоль которой его можно передвигать при помощи кремальерки. Так как расстояние от объектива до экрана обыкновенно довольно велико (несколько метров), то можно приблизительно положить, что картина находится в главной фокусной плоскости объектива. Выше мы видели, затем, что объектив, кроме того, должен быть расположен так, чтобы сходящийся пучок лучей из конденсатора вполне заполнял его отверстие. Из сопоставления этих требований мы заключаем, что при правильном относительном положении конденсатора и источника света: 1) фокусное расстояние объектива должно быть меньше двойного фокусного расстояния конденсатора (расстояния между источником и конденсатором) или (приблизительно) полуторного отверстия конденсатора; 2) при данном конденсаторе чем короткофокуснее объектив, тем больше должно быть его отверстие; 3) отверстие объектива должно быть не меньше сечения светового пучка в плоскости задней поверхности объектива. Из рассмотрения фиг. 4 можно вывести, что d > D — 2/3f, где df — его фокусное расстояние, D — диаметр конденсатора; сколько бы d ни было больше сечения светового пучка, падающего на объектив, яркость изображения будет всегда одна и та же самая. Вообще, если только условие (3) соблюдено, то при данном конденсаторе количество света, распределенного по всему изображению, совершенно не зависит от объектива; яркость изображения (количество света на единице поверхности его) будет, очевидно, тем меньше, чем больше изображение, т. е. чем (при данном расстоянии до экрана) короткофокуснее объектив, независимо от отверстия объектива. Если мы допускаем небольшое перемещение источника света относительно конденсатора, то можно пользоваться также объективами, слегка отступающими от выше поставленных норм. Так, напр., если объектив настолько длиннофокусен, что его приходится поставить за двойным фокусным расстоянием конденсатора, то можно приблизить источник света к конденсатору, вследствие чего лучи выйдут из конденсатора менее сходящимся пучком и заполнят отверстие объектива; при этом освещение изображения будет даже слегка больше вследствие приближения источника к конденсатору; слишком длиннофокусный объектив взять нельзя, ибо тогда пришлось бы столь близко подойти с источником к конденсатору, что явилась бы опасность порчи последнего. Если объектив слишком короткофокусен при данном отверстии, то не весь световой пучок в него попадает; в этом случае можно отодвинуть источник от конденсатора и сделать таким образом пучок лучей, выходящий из последнего, более сходящимся; но при этом вследствие удаления источника от конденсатора теряется много света. Мы видим отсюда, что при отсутствии вполне подходящего к данным условиям объектива всегда выгоднее взять объектив слегка более длиннофокусный, чем более короткофокусный. Если источник света обладает значительным протяжением (керосиновая лампа, ауэровская горелка, лампа накаливания), то, как видно из фиг. 8, отверстие объектива должно быть весьма большим для того, чтобы вместить весь пучок света, исходящий из конденсатора; действительно, если abc есть светящаяся поверхность, то объектив в плоскости тп должен иметь отверстие не менее тп, для того чтобы в него попали все лучи, между тем как при одной светящейся точке а достаточен был бы объектив с отверстием rs. — диаметр объектива,
Обыкновенно даже нет возможности охватить отверстием объектива весь пучок; при подобных источниках во всяком случае изображение всегда тем светлее, чем больше отверстие объектива. Очевидно также (фиг. 8), что пучок, выходящий из конденсатора, будет тем шире, чем короче фокус конденсатора; поэтому при источниках света со значительным протяжением нет никакой выгоды применять, напр., тройные конденсаторы, так как то, что мы выигрываем вследствие приближения источника света к конденсатору, мы теряем вследствие того, что меньшая часть всего пучка попадает в объектив. Для целей научных проекций приходится часто пользоваться при одном и том же конденсаторе объективами самых различных длин фокуса. Для этого очень удобны наборы, представляющие ряд объективов различных фокусных длин, входящих в одну и ту же оправу, снабженную кремальеркой. С) В качестве источника света в Ф. применяются а) керосиновые лампы, b) газовые лампы, с) лампы накаливания, d) лампы с Друммондовым светом и е) вольтова дуга. Обыкновенные керосиновые лампы с круглым фитилем совершенно непригодны для освещения в Ф. Наиболее применимы для этой цели лампы с 3—4 плоскими, наклоненными друг к другу в виде M светильнями, поставленными параллельно оси конденсатора; эти лампы ("лампы Стока") горят без стекла, но требуют для правильного некоптящего горения соответственной тяги, почему они и снабжаются вытяжной трубкой с особыми заслонками для изменения степени тяги. Керосиновая лампа в 4 фитиля дает до 100 свечей и при внимательном уходе за ней является очень удобным и дешевым источником света в Ф. для небольших аудиторий. b) Из газовых ламп единственно применимыми в Ф. являются горелки с сетками накаливания (Ауэра), дающие при новой сетке до 80—90 свечей. Эти лампы не требуют никакого ухода и со временем найдут, вероятно, большое распространение в небольших Ф., когда конструкторы Ф. поймут, что оптическая система не может быть одинаковой для всех источников света и должна быть приспособлена к источнику. В последнее время конструированы очень удобные спиртовые, бензиновые и даже керосиновые лампы с сетками накаливания (дают до 150 свечей), которые, несомненно, могли бы с успехом быть применены в Ф. с) Лампы накаливания обыкновенного типа непригодны для Ф. по причине большой длины их уголька. Для Ф. приготовляют специальные ("фокусные") лампы в 100 свечей, уголек которых представляет довольно длинную узкую спираль из угольной ленты, поставленную вдоль оптической оси конденсатора. Все обозначенные в а, b, с лампы обладают одним общим основным недостатком — значительной протяженностью светящейся части; этот недостаток вызывает необходимость применения объективов с очень большим отверстием (см. выше); вследствие той же причины очень трудно установить источник относительно конденсатора так, чтобы все поле изображения было равномерно освещено. d) Друммондов свет представляет весьма распространенный источник света для Ф., имеющий то большое преимущество перед всеми вышеупомянутыми, что светящаяся поверхность весьма незначительна, а сила света при хороших условиях может дойти до 500 свечей и свыше. В этом источнике поверхность куска извести накаливается пламенем какого-либо горючего газа в смеси с кислородом. Смешение газов производится перед самым отверстием горелки, конец которой состоит обыкновенно из двух концентрических трубок — внешней широкой L, по которой проходит горючий газ, и внутренней узкой OD, через которую в пламя вдувается кислород (фиг. 9).
Получающееся при горении острое несветящееся пламя направляется на известковый цилиндрик или кружок; так как пламя довольно быстро выжигает в извести углубления, то цилиндрик или кружок устанавливаются против пламени так, чтобы можно было менять накаливаемое место. На фиг. 10 дано изображение подобной горелки; В — известковый кружок в металлическом кольце D, посредством СА все новые места извести; трубки с кранами служат для притока горючего газа и кислорода. можно поворачивать его и подставлять под пламя горелки
В качестве горючего газа применяется водород или чаще светильный газ, дающий, однако, менее света, чем водород. Оба газа выпускаются из горелки под несколько увеличенным давлением, для какой цели газы собираются в мешки или газометры, которые и нагружаются до достижения желаемого давления в газе. В последнее время нашел широкое применение сгущенный до 100 атмосфер кислород, отпускаемый специальными заводами в стальных цилиндрах; посредством особых редукционных кранов можно заставить вытекать газ из такого цилиндра под желаемым давлением; водород тоже может быть получен сгущенным в стальном цилиндре, но применяется реже, чем светильный газ. В стальных цилиндрах содержится от 250 до 1000 литров газа при атмосферном давлении; на час горения требуется около 75 литров кислорода и около 150 литров водорода (иди светильного газа). Известковые цилиндрики в соприкосновении с воздухом скоро рассыпаются в пыль. Давно пытались заменить известку каким-либо другим огнепостоянным веществом, напр. цирконом, но известка до сих пор должна считаться наиболее применимым для накаливания веществом. Так как не везде имеется светильный газ, то в последнее время начали устраивать горелки, в которых горючим газом является карбюрированный воздух или кислород. Наиболее распространенный у нас тип такой эфирно-кислородной лампы представлен на фиг. 11: эфир наливается в A и пропитывает войлочную набивку резервуара.
Часть кислорода, входящего через В, просачивается через пропитанный эфиром войлок и насыщается парами эфира; этот карбюрированный кислород зажигают в горелке О и сквозь пламя пропускают другую часть кислорода; на стержень Ρ одевается известковый цилиндрик. Друммондов свет является в высшей степени удобным источником света для Ф., но требует умелого и осторожного обращения с горелками (особенно с эфирно-кислородными); при неумелом обращении возможно образование гремучей газовой смеси и взрыв ее. е) Вольтова дуга постоянного тока является наилучшим источником света для Ф., если требуется значительная сила света. Вольтова дуга постоянного тока при силе тока в 10 ампер дает около 1000 свечей; при увеличении силы тока растет и сила света. Светит в дуге, в сущности, лишь углубление (кратер) в положительном угле, почему угли в Ф. и располагают обыкновенно наклонно (фиг. 12), так чтобы кратер бросал на конденсатор наибольшее количество света.
Сближение углей, сгорающих мало-помалу, производится либо от руки, либо посредством особых механизмов — регуляторов. Последние (см. Электрическое освещение) сравнительно сложны и деликатны, хорошие регуляторы, кроме того, очень дороги; поэтому в Ф. очень часто применяют ручные регуляторы, в которых сближение углей и установка светящейся точки на оптической оси прибора производится по мере надобности от руки посредством выдающихся из Ф. рукояток, действующих на винты и кремальерки, приводящие в движение угли. Вольтова дуга переменного тока дает светящиеся поверхности на обоих углях; она при той же силе тока дает освещение экрана приблизительно на 40 % более слабое, чем дуга постоянного тока. Ввиду этого Вольтова дуга переменного тока применяется в Ф. только там, где постоянного тока нет; угли в лампе переменного тока стоят вертикально. Каков бы ни был источник света в Ф., он должен быть установлен так, чтобы светящаяся точка (или поверхность) находилась 1) на оптической оси Ф., 2) на том расстоянии от конденсатора, при котором весь пучок света, выходящий из него, заполняет объектив. Для того, чтобы удовлетворить этим условиям, необходимо иметь возможность слегка перемещать источник света в Ф. относительно конденсатора. При неправильной установке источника света изображение конденсатора, отбрасываемое объективом на экран, является освещенным неравномерно (фиг. 13); синеватые тени а и b на изображении указывают на то, что лампа слишком близка к конденсатору; наоборот, при слишком большом удалении источника края круга затянуты красноватой тенью (с).
Если источник света стоит правее или левее оси, то справа (d) или слева (е) получается полукольцевая тень; если лампа стоит слишком низко или слишком высоко, то получается f и g. Все эти явления особенно резко выражены лишь у источников света, близких к светящейся точке; поэтому эти источники и требуют особенно тщательной установки. Е) Картины для проекции приготовляются обычно путем фотографии (см. Фотография, Диапозитив). Наиболее распространенными размерами картин являются 7 x 7 см, 8 x 8 см, 8,5 x 10 см и в последнее время 9 x 12 см. При проектировании картины обычно увеличиваются около 30—35 раз; поэтому резкость картины должна быть весьма значительной. Картины, полученные фотографическим путем, дороги; поэтому в последнее время начали готовить значительно более дешевые, но и менее совершенные картинки (черные и раскрашенные), печатанные на целлулоидных пленках. F) Экран изготовляется обыкновенно из натянутого на раму полотна или шертинга, по возможности без швов, размерами до 4 x 4 метра. Если изображение (как это теперь всегда и делается) рассматривается в отраженном свете, то полезно покрыть экран для увеличения отражательной способности какой-либо белой матовой краской (напр. цинковыми белилами, разведенными на клеевой воде). Экраны для наблюдения в пропущенном свете делаются из очень тонких прозрачных материй или тоже из полотна, причем последние экраны перед пользованием ими обильно смачиваются водой для большей прозрачности их. Проектирование в пропущенном свете значительно менее выгодно и удобно, чем в отраженном: изображения более темны и менее видны зрителям, сидящим с боков; зрители же, сидящие вдоль оптической оси прибора, всегда видят ослепительно яркую светящуюся точку в центре изображения. G) Корпус Ф. делается обыкновенно из листового железа или дерева, выложенного внутри асбестом; корпус должен быть построен так, чтобы он не пропускал света, но в то же время допускал свободную циркуляцию воздуха, иначе (особенно при пользовании дугой) корпус слишком нагревается. Внешний вид Ф. может быть очень различен. Два обычных типа изображены на фиг. 14 и 15.
На первой дан фонарь с керосиновой лампой Стока, передвигаемой вдоль оси прибора помощью рукоятки b; объектив о врезан в подвижную доску d, соединенную с рамкой для картинок мехом с; доска d вместе с объективом о перемещается при помощи рукоятки m. Фонарь (фиг. 15) снабжен кислородной горелкой а; объектив о, перемещаемый при помощи кремальеры о, соединен с рамкой n для вставления картин при помощи жестяной трубы b.
В прежние времена часто соединяли два таких Ф. вместе, поставив один на другой и наклонив оптическую ось верхнего так, что отбрасываемый им круг совпадал с кругом, даваемым нижним фонарем. В Ф. вставлялись разные картины, и медленным закрыванием одного объектива и открыванием другого заставляли одну картину как бы скрываться в тумане, из которого выступала мало-помалу другая картина (туманные картины). Для более сложных эффектов (подвижные картины) применялись и тройные фонари (агиоскопы, полиорамы), которые в настоящее время почти вышли из употребления. Ф., применяемым не только для проектирования обыкновенных картинок, но и для проектирования приборов и опытов (им иногда дают название сциоптикон), придают обыкновенно другой вид; на фиг. 16 изображен такой Ф. (Дюбоска) весьма распространенного у нас типа; а — рамка для картин, b — основание электрической дуговой лампы с автоматическим регулятором, с — небольшое отверстие, закрытое темным стеклом, сквозь которое можно следить за правильным горением углей. Более совершенный и современный Ф. такого рода изображен в разрезе на фиг. 17, описание которой дано будет ниже.
Для проектирования непрозрачных предметов (произведений печати, фотографии, рисунков, плоских предметов) последние располагаются на столике, на который падает яркий свет от конденсатора. Свет, рассеянный предметом, собирается объективом, который отбрасывает изображение предмета на экран. На фиг. 18 (о — изображенный предмет, cd — объектив) и 19 (abсdef — зеркала, собирающие свет из конденсатора на предмете о; p — объектив) даны схемы подобных приспособлений недавнего времени (пантоскопы, мегаскопы, волшебные камеры), которые, однако, все не удовлетворяют своей цели; даваемые ими изображения слишком темны, так как в объектив попадает лишь незначительная часть лучей, рассеянных предметом.
Лишь в последнее время, когда лампы с вольтовой дугой дали возможность получать огромное количество света и удалось построить хорошие объективы с большим отверстием при небольшом фокусном расстоянии, стало возможным проектирование непрозрачных предметов. На фиг. 17 дан Ф. (Цейсса), приспособленный для проектирования как прозрачных, так и непрозрачных предметов; L — вольтова дуга в железном корпусе, SU — тройной конденсатор, разбитый на две половины, раздвинутые на значительное расстояние; А — стеклянный сосуд, наполненный водой, поглощающей лучи большой длины волны и предотвращающей таким образом слишком большое нагревание предметов, освещаемых пучком света; В — откидное вогнутое зеркало, Т — подъемный столик, E и P — объективы. На фиг. 17 показано расположение Ф. для проектирования в отраженном свете; зеркало В отбрасывает лучи на проектируемый предмет, лежащий на столике Т, и объектив P дает его изображение. При проектировании прозрачных картин, вставленных в D, зеркало откидывается на столик ТD в объектив Е. Известным заводом Цейсса в Иене построен еще более совершенный прибор этого рода (эпидиаскоп), в котором осветителем является небольшой прожектор с вольтовой дугой в 30—50 ампер; прибор этот, однако, весьма дорог (около 800 р.). Для проектирования прозрачных предметов, которые можно расположить только горизонтально, применяются при Ф. особые "приспособления для горизонтальной проекции" (фиг. 20). и лучи свободно проходят через
Лучи света (параллельные) из конденсатора Ф. падают на зеркало а, отражаются вверх, проходят сквозь конденсатор b и положенный на него предмет, входят в объектив с и посредством призмы d с полным внутренним отражением направляются на экран. Для проектирования посредством микроскопа (микроскопическая проекция) удобны Ф. типа, изображенного на фиг. 17; изображение источника света, отброшенное конденсатором Ф. и конденсатором (см.) Аббе на микроскопический препарат, освещает последний настолько сильно, что объектив микроскопа (один или вместе с окуляром) дает при небольших увеличениях достаточно яркое изображение препарата на экране; микроскопическая проекция при более значительных увеличениях дело очень трудное и редко дающее удовлетворительные результаты. О других различных видах проекции (стереоскопическая проекция, кинематографы, проекция в поляризованном свете и т. д.) см. в нижеуказанных сочинениях. Проекционный Ф. в настоящее время нашел огромное распространение при иллюстрировании уроков, лекций и чтений. В продаже имеется огромное количество готовых картин для Ф., иллюстрирующих различнейшие отделы знаний, а в больших городах имеются склады картин, из которых можно получить на время желаемые картины. В СПб. такой склад имеет педагогический музей военно-учебных заведений, в Москве — учебный отдел Музея прикладных знаний (политехнического). Оба учреждения охотно дают все необходимые указания относительно фонарей и картин, выбора их и приобретения. Проекционный Ф. изобретен был иезуитом А. Кирхером, описавшим его в сочинении "Ars magnalucis et umbrae" (1646); его Ф. состоял из масляной лампы, стоявшей в жестяном ящике с рефлектором, и двух чечевиц, между которыми помещалась рисованная на стекле картина. Прибор оставался научной игрушкой до середины XVIII стол., когда Леонгард Эйлер начал делать попытки применить Ф. для научных демонстраций. В конце XVIII стол. Робертсон в Париже первый давал публичные представления с Ф., усовершенствованным им. Чайльд в Лондоне в начале XIX стол. первый построил двойные Ф., а Дансер в Манчестере первый применил к Ф. фотографические диапозитивы. Литература о проекционном Ф. довольно обширна; существует даже специальный журнал "Laterna magica", издаваемый Лизегангом в Дюссельдорфе, посвященный искусству проекции при помощи Ф. Лучшей книгой о Ф. является R. Neuhauss, "Lehrbuch der Projektion" (Галле, 1901), на русском языке можно назвать: Буякович, "ВолшебныйФ."; А. Ержемский, "Практическое руководство к употреблению оптического Ф." и издание Московского музея прикладных знаний (под ред. Н. Дубницкого) "Волшебный Ф." (М., 1901).
А. Г.