Обратная связь |
И.А. Вербин, Н.М. Губина СИСТЕМА ГОРОДСКОГО ОСВЕЩЕНИЯ ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКА НА РУБЕЖЕ 19-20 вв. И НОВЫЕ ПОВСЕДНЕВНЫЕ ПРАКТИКИ ГОРОЖАН29.10.2012
И.А. Вербин, Н.М. Губина СИСТЕМА ГОРОДСКОГО ОСВЕЩЕНИЯ ИВАНОВО- ВОЗНЕСЕНСКА НА РУБЕЖЕ 19-20 вв. И НОВЫЕ ПОВСЕДНЕВНЫЕ ПРАКТИКИ ГОРОЖАН
Ивановский государственный химико-технологический университет
В конце 19 - начале 20 вв. Иваново-Вознесенск благодаря развитию текстильной промышленности оказался в эпицентре индустриализации и урбанизационных процессов в России. Начавшаяся урбанизация формировала здесь специфический городской образ жизни, глубочайшим образом трансформировала всю повседневную жизнь человека, влекла за собой кардинальное изменение ритма жизни, требовала создания системы искусственного освещения города. Доставшееся молодому городу весьма сложное для градостроительства пространство требовало от его руководителей, предпринимательской элиты и самих горожан больших усилий и принятия неординарных решений для благоустройства и модернизации городской среды адекватно новым, городским моделям поведения и новым, прежде всего, трудовым практикам его жителей. В настоящее время наблюдается бурный рост интереса к проблемам города, его исторического развития, к урбанистической проблематике в целом во всех гуманитарных и социальных дисциплинах (социологии города, антропологии города, урбанистории, семиотике города и т.д.). Во второй половине XIX века Иваново-Вознесенск благодаря развитию текстильной промышленности оказался в эпицентре индустриализации и урбанизационных процессов в России. Начавшаяся урбанизация формировала здесь специфический городской образ жизни, повышаюший социальную мобильность населения, глубочайшим образом трансформировала всю повседневную жизнь человека. Свершавшийся тогда, в том числе и в Иваново-Вознесенске, всемирно-исторический переход к машинному производству влек за собой кардинальное изменение ритма жизни - наверное, это самое тяжелое, чего требовал от человека город с его индустриальными, не считающимися с природными ритмами всепогодными и всесезонными трудовыми практиками. Городу с его искусственной средой пришлось преодолевать сезонные колебания дневного времени. Отсюда постоянная забота об искусственном освещении. Однако в средние века город, сохранявший традиционалистский образ жизни, жестко пресекал попытки некоторых ремесленных цехов продлять рабочее время за счет искусственного освещения, в миросозерцании средневекового человека это было бы посягательством на прерогативы Бога. Еще в 1818 г., когда в ведущих европейских странах уже развертывалась промышленная революция и начинался бурный рост населения в городах, в газете «Кельше Цай-тунг» было опубликовано характерное для средневекового мироощущения воззвание: «Уличное освещение с теологической точки зрения есть вмешательство в Божий распорядок. Ночь нельзя превратить в день; с медицинской точки зрения ночное пребывание на улицах будет увеличивать заболевания; с философской точки зрения освещение должно способствовать упадку нравов; с полицейской точки зрения делает лошадей пугливыми, а преступникам помогает; с общественной точки зрения публичные празднества имеют назначение создать подъем национального чувства, существенное значение при этом имеет иллюминация, существование же постоянного уличного освещения значительно ослабит эффект, производимый иллюминацией» . К концу XVIII века уличное освещение все-таки стало непременной и привычной частью благоустройства большинства крупных городов мира, в том числе и обеих российских столиц. Правда, в первой половине 19 века, городские улицы Европы и России, как и полтора столетия до этого, освещались масляными фонарями. Параллельно велись опыты по замене масла спирто-скипидарной смесью. Но уже в середине XIX века на мировых рынках появились два непревзойденных конкурента - керосин (минеральное масло) и светильный газ (из каменного угля) - более легкое и дешевое горючее. В допетровскую эпоху улицы российских городов в ночное время не освещались, и с наступлением темноты городская жизнь замирала. Для ночных передвижений горожане запасались фонарями. С утверждения Петром I в 1718 году проекта "Устройства уличных фонарей Санкт-Петербурга» в России началось регулярное освещение улиц. В 1730 году появился указ Сената о постановке в Москве «фонарей на столбах». "Светильни" на деревянных столбах с фильтром, погруженным в конопляное масло, едва освещали небольшое пространство вокруг себя и служили по ночам тусклыми ориентирами для припозднившихся путников. Но уже к началу 80-х годов XIX века в пределах Садового кольца освещался уже весь центр Москвы, здесь было установлено около 9 тыс. газовых фонарей. Иваново-Вознесенск приступил к решению этой задачи только в последние два десятилетия 19 века. Как показал опыт Иваново-вознесенской городской управы (1871-1918 гг.), самыми затратными статьями бюджета на обустройство городского пространства стали расходы именно на освещение улиц, без которого функционирование такого сложного организма как индустриальный город невозможно. По подсчетам ивановского историка Н. Новичковой в 1900 году на эти цели было выделено 7 500 рублей, что составило 25 процентов общей суммы расходов на улучшение условий городской жизни, в 1911 году - 21 000 рублей (40 процентов), в 1914 году -26000 руб. (45 процентов)2. Это было связано с высокой стоимостью осветительной аппаратуры и соответствующих ей трудовых и материальных затрат на установку, но не в меньшей мере - и со своеобразием планировочной структуры нового города, историей его формирования - из отдельных, уже сложившихся к 1871г. образований со своими самостоятельными центрами, магистральными улицами и пр. Как отмечает историк архитектуры Е. Щеболева, досконально знающая историю градостроительства в Иваново-Вознесенске и посвятившая ему несколько фундаментальных трудов, вошедшие в состав города поселения были «композиционно объединены основной планировочной осью - р. Уводью и стоявшими вдоль нее промышленными зданиями и сооружениями". План Иванова-Вознесенска за 1899 г. зафиксировал процесс формирования общегородских пространственных структур, которые стягивали город в единое поселенческое пространство, состоящее из 3959 домовладений на 118 улицах, а также 2300 домовладений двух пригородов (Ямы и Ушаково) на 61 улице3. Это означало, что ежедневные пешие (система общественного транспорта в новых урбанизирующихся поселениях тоже еще только складывалась) перемещения иваново-вознесенских рабочих из дома - с периферии поселения - на фабрику и обратно занимали несколько часов и измерялись километрами. Доставшееся молодому городу весьма сложное для градостроительства физическое и социокультурное пространство требовало от его руководителей и предпринимательской элиты больших усилий и принятия неординарных решений для благоустройства и модернизации «городской» среды. Грязь, темнота, отсутствие элементов уличного благоустройства на протяжении многих десятилетий были одной из наиболее болезненных проблем и для рядовых иваново-вознесенцев, и для органов городского самоуправления. Хроника городской жизни запечатлела на страницах «Ивановского листка», самого массового ежедневного издания Иванова-Вознесенска начала 20 века, настоящие крики души иваново-вознесенцев. В одном из его выпусков сообщалось, что «...обыватели некоторых глухих улиц, где еще нет освещения, предполагают обратиться с просьбой в городскую управу, чтобы она вспомнила о них и поставила какие-либо фонари, т.к. без них в дождливую погоду некоторым приходится стать среди улицы и кричать «Караул, помогите!» Сообщение, опубликованное 5 лет спустя - 21 июня 1913 г., касалось уже не городских окраин, а сакрального, политического и торгового центра города (50 метров от здания городской управы), но, увы! - тоже еще слабо обустроенного. Как очень эмоционально констатирует обозреватель «Листка», прохожие здесь «рискуют в темное время сломать себе ноги, свалившись в гнилую деревянную водосточную трубу, под обрывом»4. Как и во всех регионах центра России на рубеже 19-20 вв. иваново-вознесенские улицы освещались лишь 9 месяцев в году5. В журнале заседания городской думы от 30 января 1874 г. в росписи городских расходов в статье об освещении улиц было «назначено на наем служителя 80 руб. в период [...] с 15 августа по 15 апреля и с назначением в непосредственное его распоряжение на покупку свеч и спичек для зажигания фонарей по 50 коп. в месяц. Постановили [...] деньги в жалованье за январь служащему по найму фонарщику бессрочноотпускному рядовому М. Латышеву 10 руб. и на покупку свеч и спичек [...] выдать 50 коп., а всего 10 руб. 50 коп.»6. В силу относительной дешевизны керосиновых фонарей, нещадно коптивших и требовавших к себе вседневного внимания именно ими обустраивалось в последние десятилетия XIX века большинство иваново-вознесенских улиц. Световая отдача таких источников была очень мала из-за низкой температуры пламени. Вопреки общественному мнению, весьма критически настроенному по отношению к городским властям и для которого усилия городского самоуправления всегда казались недостаточными, городские власти и экономическая элита города, судя по большому количеству принимаемых решений и предпринимаемых мер, были серьезно озабочены проблемами уличного освещения города. Помимо необходимости постоянной заботы о поиске во все возрастающих размерах денежных средств, им приходилось практически с нуля создавать систему управления и обслуживания уже имеющегося «фонарного» хозяйства, привлечения специалистов для разработки новых проектов, побуждения предпринимателей к участию в организации освещения коммунальных и частных социально значимых объектов. В 1891 г. городской Голова А.И. Дилигенский в примечаниях к отчету о благоустройстве города особо отметил, что кроме 2 828 рублей на освещение городских улиц 544 фонарями «комитетом по управлению приобретенным от графа Шереметева имением в 1891 г. произведено хозяйственным способом освещение базарной площади 50 фонарями и покупкою ламп и фонарей на 222 руб 78 коп.»7. Постановлением городской думы о трактирном промысле от 4 октября 1893 г. всем содержателям трактирных заведения в обязательном порядке вменялось «освещать свои заведения, для чего у входных дверей на особом столбе по образцу уличных фонарей и должен быть поставлен, по крайней мере, один фонарь» . Из нескольких сотен фонарей, установленных в городе в самом начале 20 века, 5 находились около здания управы, 12 при полицейских будках, один фонарь располагался у входа в приемный покой городской больницы, 2 при городских бараках, 3 на местах свалок нечистот, 56 размещались на базарной площади, а остальные освещали непосредственно улицы9. Некоторые состоятельные граждане Иванова-Вознесенска проявляли инициативу в устройстве освещения отдельных улиц за свой счет. Так, например, А.Я. Дюренгер в январе 1912 г. обратился в городскую управу с просьбой принять «в дар городу Керосино-Калильный фонарь системы «Самосвет» в 1600 свечей с лебедкой и чугунным столбом, для освещения 2-ой Борисовской улицы и Борисовского переулка, которыя очень страдают от недостатка освещения в особенности в весенние и осеннее время, а почему движение в эту пору года здесь невозможно трудное» . В 1912 г. потребность в учете неуклонно умножавшегося осветительного хозяйства вызвала обращение главы города к «Господину Члену Городской управы А.И. Трофимову сделать насколько возможно немедленно распоряжение о пронумеровании всех фонарей уличного освещения. Каждой категории фонарей присвоить свою нумерацию, то есть для электрических свои, керосинокалильным свои, при чем нумерацию начать с. центральной части города. После учинения нумерации прошу Вас распорядиться, чтобы чертежная изготовила карту, с нанесением фонарей и с указанием где какие фонари расположены и какой им присвоен номер». В России проблемы освещения всегда рассматривались в контексте обеспечения общественного порядка, поэтому в организации наружного освещения большая роль отводилась полиции. 9 августа 1912 г. Городской Голова Иванова-Вознесенска обращался и просил именно Иваново-Вознесенского Полицмейстера «сделать соответствующие распоряжения вверенной Вам полиции о производстве наблюдения за своевременным и правильным освещением уличных фонарей, как со стороны контрагента Мамаева (по керосинокалильному освещению, (так и со стороны уличных сторожей (простые фонари). Нарушители точного исполнения принятых на себя обязательств, нанося ущерб городу, вместе с сим ставят городскую полицию в весьма затруднительное положение, когда представляется необходимость следить за наружным порядком и когда, благодаря неаккуратности монтера или ночных сторожей, улицы и площади остаются во тьме»12. На те несколько десятилетий до первой мировой войны, когда молодой город героически пытался преодолеть свой безуездный удел и создать современную городскую среду, пришелся наиболее интенсивный поиск научной и технической мысли в области совершенствовании искусственного освещения. В 1880-х годах австрийцем Карлом Ауэром была изобретена калильная сетка, в несколько раз увеличивавшая силу света керосиновых фонарей. Это означало, что достигнутый уровень искусственного освещения открывает совсем новую эпоху в овладении человеком временем и в преобразовании своего повседневного пространства. Это не осталось не замеченным и населением провинциальных городов, в чьи дома и на чьи улицы новая осветительная аппаратура, массово производимая на самых современных заводах, пришла практически одновременно с крупными городами. Восторженный тон рекламы на страницах столичных и провинциальных периодических изданий наглядно отражал это настроение: «Получена громадная партия настоящих керосинокалильных ламп «Метеор» №20 Теодора Крейнгель. Остерегайтесь подделок. Цена 14 рублей. Георгиевская улица, дом Маркова»13. Реклама наиболее распространенной марки керосинокалильного фонаря «Марса» обещала сильный свет (800-1000 свечей), полную безопасность, отсутствие искусственного давления. Главные достоинства, которые, по мнению производителя, обеспечивали его преимущества - «Наливка керосина простейшая - нет никаких насосов. Фонарь горит без давления. Фонарь зажигается очень просто и немедленно может быть поднят на место - через минуту сам засветит, не требуя никакой регулировки. Фонарь горит непрерывно свыше 20 часов, расходуя в час около 3/4 фунта керосина - на 3 копейки. Для тушения достаточно повернуть кран; по израсходованию налитого количества керосина, фонарь сам гаснет, не давая копоти»14. Несмотря на явное преимущество в качестве освещения, которые обеспечивали керосинокалильные фонари, их установка шла очень медленными темпами. Для более эффективного использования городского имущества управа сдавала его на подряд организациям, которые, на строго оговоренных условиях, обязывались его эффективно использовать на благо города. Так, например, в 1912, были сдан подряд освещения всех улиц города Иванова-Вознесенска керосинокалильными фонарями системы «Люкс» вместе со столбами, кронштейнами, лебедками, тросами, баллонами для угольной кислоты15. Только в 1913 г. началась планомерная замена уличных фонарей с простыми лампами коптилками керосинокалильными, когда 24 сентября 1913 г. городским самоуправлением было принято решение о замене всех уличных фонарей с простыми лампами-коптилками керосинокалильными16. Незадолго перед этим, по информации «Ивановского диска» от 21 июня 1913 г., Городская Дума при обсуждении вопроса об оптимизации уличного освещения и о приобретении новых и ремонте старых керосинокалильных фонарей, приняла решение выдать управе всю запрашиваемую сумму, но было «постановлено старые обветшавшие фонари не продавать, а оставить на складе [...] имея в виду то, что эти негодные фонари могли попасть в руки такого монтера, который, подкрасив их заново и отремонтировав, мог снова пустить их в оборот и, пожалуй, спустя несколько лет, та же Управа могла приобрести их для нужд города вместо настоящих новых». Чтобы не впасть в такой обман, их и решили держать при складе под спудом17. Но все-таки важнейшим, после изобретения паровой машины и железной дороги, событием в хозяйственной и повседневной культуре XIX в. был переход к использованию электричества. После того, как русский изобретатель П.Н. Яблочков получил патент на "Русский свет", началось внедрение новшества - первых дуговых фонарей для электрического освещения улиц. Первая в России установка наружного электрического освещения дуговыми лампами была введена в работу 10 мая 1880 года на Литейном мосту в Петербурге. 10 сентября 1880 года Московская городская дума решила устроить "электрическое освещение в местности вокруг храма Христа Спасителя". В 80-х годах строятся первые городские электростанции общего пользования в Москве и Петербурге, Киеве и Нижнем Новгороде, Баку, Харькове, создаются благоприятные условия для широкого применения электрического освещения в быту и промышленности. Первые электрические установки и станции в Иваново-Вознесенске появились на промышленных предприятиях в 1890 г. для освещения производственных помещений. В конце XIX - начале XX века они уже использовали электрическую энергию не только для освещения, но и для приведения в движение машин. Крупнейшие предприятия города заменяют громоздкие трансмиссии электрическими моторами с местной передачей, позволявшей ускорить ход станков. Темпы перехода промышленных предприятий к использованию электрической энергии были стремительными. Если в 1904 г. некоторые крупные предприятия еще имели керосиновое или газовое освещение, то в 1912 г. керосиновое освещение сохранилось только на фабрике Щапова18. До наших дней на территории города сохранилось 3 электростанции, построенные в конце 19-начале 20 вв. на территории иваново-вознесенских текстильных фабрик: "Товарищества куваевской ситценабивной мануфактуры" (1887 г., 1900-е гг., одно из лучших сооружений этого типа в Иваново-Вознесенске, имеющее двухсветный машинный зал и выдержанное в формах переходных от рационального модерна к неоклассицизму, с крупными витражами остекления); «Товарищества мануфактур Н.Н. и Я.Н. Фокиных наследники» (1890-1900-е гг., высокое компактное здание электростанции, которое вместе с другими сооружениями придает комплексу урбанизированный облик); «Товарищество мануфактур «Иван Гарелин с сыновьями» (перешло на электрическую тягу в 1898 г., одноэтажный объем электрической станции в формах эклектики). Восторженную реакцию и энтузиазм, с которыми иваново-вознесенцы встретили революционные новшества, передают (наверное, лишь в небольшой степени) дошедшие до нас строки местной прессы: анонсов и отчетов о заметных событиях, рекламы и т.д. Впечатляет то, какое исключительное внимание один из иваново-вознесенских книжных магазинов (Ф.И. Ильинского) уделяет специально рекламе пособия по электротехнике «Практическая электротехника»: «Только что отпечатана и поступила в продажу.... Имеются и другие книги В.А. Александрова по электротехнике!». В информации о событиях в городе хроникеры и рекламодатели обязательно подчеркивали исключительный статус очередного мероприятия наличием в его программе электроосветительных эффектов, иллюминации, демонстрации кинематографических электрических номеров. «Ивановский листок» 5 мая 1906 г., приглашая в сад графа Шереметьева на открытие летнего сезона, сообщает, что в день открытия 6 мая сад будет иллюминирован. Известный в городе клуб господ приказчиков, приглашая 12 ноября 1911 г. на вечер в пользу голодающих, не забывает сообщить, что «залы клуба будут декорированы при электрическом освещении» и что полонез пройдет при световых эффектах. 7 августа 1913 там же главной частью детского праздника наряду с концертом, детскими играми и каруселью должны стать иллюминации, фейерверк в саду20. Но за фасадом такого праздничного восприятия горожанами начавшейся эры электричества стояла масса трудно разрешимых технических и материальных проблем. Руководству города предстояло решить сложнейшую задачу электрообеспечения города и переустройства городского хозяйства на базе электрической энергии. Еще 24 октября 1896 задолго до взрыва массового энтузиазма для координации усилий при Городской Думе была создана специальная комиссия «для разработки на перспективу вопросов устройства рельсового электрического, парового или конного сообщения и освещения улиц электричеством»21. В комиссию по устройству электрического освещения вошли авторитетнейшие в городе люди - такие, например, как влиятельнейший иваново-вознесенскнй предприниматель Антон Михайлович Гандурин, бывший тогда гласным Иваново-Вознесенской городской думы (с 1881 по 1902 гг)22. 8 января 1910 года Городская Дума приняла решение по строительству в городе электростанции общего пользования. Строительство было поручено частной фирме – Товариществу механических изделий, и в феврале 1911 года между городским управлением и Товариществом механических изделий был заключен договор об устройстве в Иваново-Вознесенске электрического освещения23,24. Согласно этому договору, эксплуатация электростанции разрешалась Товариществу бесплатно в течение 30 лет. Город в дальнейшем мог построить свою станцию с кабельной сетью, но не нарушая и не сокращая деятельности Товарищества. За освещение улиц и общественных зданий Городское управление платило Товариществу по 30 коп. за квт./час (часть энергии поставлялась со скидкой 30 процентов). Частные лица должны были платить по 30 коп. за квт/час без скидок, в последующие годы цены не раз менялись25. К 1917 г. мощности электрической станции возросли, но величина тарифов и прибыль от производства энергии по-прежнему оставались в ведении завода26. 13 декабря 1910 г. считается началом уличного электроосвещения в Иваново-Вознесенске. В 1911 году улицы Иванова-Вознесенска уже освещались 48 дуговыми электрическими, 68 керосинокалильными и 495 простыми керосиновыми фонарями27. В 1909 г. открылся первый в городе, а за ним еще 6 электротеатров (электричек, кинематографов, кинотеатров). Но горожане торопили руководство города: «Знатен город наш ситцами, массой фабрик, богачами. Многокрасочной рекой. Местом грязным и болотным: Управленьем беззаботным Над общественной нуждой. Электрического света Мы дождемся ль? Нет ответа»28, - строчки, которые часто цитируют исследователи истории региона и которые так хорошо отражают общественное настроение и надежды горожан на более интенсивное решение повседневных проблем быстро растущего индустриального города. Но начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война обрушила многие планы иваново-вознесенцев, в том числе и по обустройству повседневного пространства города, в рамках которого его жители получали возможность осуществлять необходимые для повседневной жизни практики (трудовые, социальные, духовные, религиозные, досуговые и т.д.), удовлетворять потребности в жилье, питании, отдыхе, общении. Наверное, и поэтому колоссальные усилия самих горожан и руководства города для создания адекватной городскому образу жизни среды остались недооцененными современниками и их потомками в XX веке. 22 февраля 1915 г. в рубрике «Городская жизнь» в заметке «Шаг назад» были изложены ядовитые суждения от имени городских обывателей по поводу плодотворности усилий городского руководства по развитию города, которые в исторической перспективе воспринимаются в другой, скорее в трагической тональности: «Наши отцы города много слез чернильных пролили и много денег ухлопали по поводу ходатайства о разрешении городу облигационного займа на устройство городского водопровода, торговых, рядов, электрической станции и ассенизационного обоза, полагая, что последние, когда будут сооружены, будут приносить материальную пользу городу, но по воле судьбы благим намерениям «отцов» - быть может, к счастью, не может осуществиться. Все эти сооружения оказались теперь мифом на бумаге...»
Примечания 1Роль городского освещения в мировой культуре. Фонари городского освещения.
2Новичкова Н. Огни безуездного города II Наша Родина - Иваново-Вознесенск, №3, 2007. С.10-12. 3Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. М., 1998.Т.1. С. 69. 4ГАИО.Ф.2 Оп.1 Д. 4886, ЛЛ4. 5Ивановский листок. 1908, 26 августа; 1913, 21 июня. 6ГАИО. Ф.2. Оп.1. Д. 368. Л.1./ Цит. по: Луч света. - Ивановский архив. Краеведческий на
ГАИО. Ф.2. Оп.1. Д.2644. Л.1-2об. / Цит. по: Сведения о благоустройстве города. - Ивановский архив. Краеведческий научно-популярный альманах. №3. С.53. 8ГАИО.Ф.2. Оп.1.Д.2846. Л.97-97об. Цит. по: Сведения о благоустройстве города. -Иванов
9Новичкова Н. Огни безуездного города /У Наша Родина - Иваново-Вознесенск, №3, 2007.
10ГАИО. Ф.2. Оп.1. Д. 4872. л.8 IIГАИО.Ф.2 Оп.1. Д. 4872. л.4
14Российский плакат начала 20 в. / Музей «Огни Москвы». http://moscowlights.ru/ 15ПАИО. Ф.2. Оп.1. Д. 4385. Л.34 16На изломе эпох. У края бездны. Вехи времени. / Ивановский архив. Краеведческий научно-популярный альманах. №3, с.89. 17«Ивановский диск» от 21 июня 1913 г. 18К. Балдин, А. Кохова. От кустарного села к индустриальному "мегаполису". Очерки истории текстильной промышленности в селе Иванове, городе Иваново-Вознесенске. Иваново, 2004. С.237-238. 19Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. М., 1998.Т.1. С. 69. 20Ивановский листок, 5 мая 1906 г., 9 ноября 1911 г., 6 августа 1913 г. 21(Ивановский архив, №3, с.40. 1891-1900. В череде буден. Вехи времени. 22Ивановский архив, №3. 23Новичкова Н. Огни безуездного города /У Наша Родина - Иваново-Вознесенск, №3, 2007. С.11-12. 24ГАИО, ф.2, оп.1, д.4872, л. 16 25ГАИО, ф.2, оп. 1, д.2732, л.8
27Новичкова Н. Огни безуездного города /У Наша Родина - Иваново-Вознесенск, №3, 2007. С.11-12. 28 Ивановский листок, 1912.
|