Керосиновые лампы: OilLamp.ru

Обратная связь

 

 Похвальное слово керосиновой лампе 


январь 1999 [1] ,
Игорь ФУКС,
Адам ЛУКСА,
Владимир МАТИШЕВ

Изобретение и быстрое распространение керосиновой лампы во второй половине XIX в. - одно из важнейших событий в развитии человеческой цивилизации. Но этому предшествовала длинная череда исторических этапов, насчитывающая многие тысячелетия...

Первым большим достижением доисторического человека стало его умение добывать огонь и разводить костер. У костра он обогревался, жарил на нем добычу, отпугивал им хищных зверей и разгонял устрашающий мрак ночи. Так костер стал первым, созданным руками человека, источником света и началом человеческой цивилизации.

Постепенно круг потребностей человека расширялся, и это дало толчок к попыткам создания переносного огня. В этом качестве вначале была изобретена лучина из смольного дерева, которая на Руси из глубины веков дошла до начала XX в., позднее - факел как ее модификация. В античном мире (Древний Египет, Греция, Рим и др.) для освещения широко использовали оливковое масло (в древней и старой России его называли "деревянным маслом", очень дорогим и потому практически не нашедшим широкого применения), которое заливали в глиняные светильники с фитилями, скрученными из хлопчатобумажных нитей. Когда в IV в. до н. э. Александр Македонский дошел со своими фалангами до Каспийского моря, то обнаружил, что местные жители (мидийцы, гирканцы и др.) использовали похожие светильники - здесь их называли "чираг", (или "чирак"), - заполняя их нефтью. В III-IV вв. н. э. нефть для освещения стали использовать и в древнем Боспорском царстве, на северных берегах Черного моря.

Позднее были изобретены свечи, дававшие значительно больше освещения, чем фитили в светильниках. Первые из них в Средневековье изготовляли из пчелиного воска, затем - из говяжьего сала и стеарина. В наше время в быту иногда тоже применяются свечи, но теперь уже из нефтяного парафина.

Не многим известно, что такой простой по современным меркам прибор, коим является керосиновая лампа, создавался в течение нескольких столетий. К ее появлению приложил руку еще сам Леонардо да Винчи (1452-1519), снабдив свой образец стеклом для притока воздуха к горячему пламени; однако решение общей задачи он сам же осложнил попыткой охлаждения этого стекла водой. В конечном счете, великому флорентийцу так и не удалось создать светильник нового поколения.

Промежуточным пунктом на пути между средневековыми светильниками и будущей керосиновой лампой стала лампада. В примитивном объяснении - это емкость, наполненная твердым или жидким жиром, куда погружается фитиль. На протяжении многих веков лампада "совершенствовала" свой внешний вид и конструкцию: от каменной, глиняной, известняковой - к полностью металлической. Последняя ее модификация выпала на долю Джероламо Кардано (1501-1576), работавшего в период Возрождения. У него стеклянная тарелка (емкость для топлива) состояла как бы из двух частей: в одной был резервуар с топливом, которое по мере надобности наполняло другую с помещенным в ней фитилем.

Но инженерная мысль на этом не остановилась - изменения в конструкции лампады следовали одно за другим. В 1780 г. французский химик Жозеф-Луи Пруст (1754-1826) отделил горизонтальной трубкой топливную емкость от горелки, благодаря чему горение стало более равномерным (за счет поступления топлива к фитилю равными порциями). В 1783 г. француз А. Арганд (1755-1803) придал фитилю форму цилиндра, а другой - Кенке - снабдил "аргандову горелку" цилиндрическим стеклом, что хотя и увеличило приток воздуха к пламени, но в общем и целом не устранило образования обильной копоти.

Тогда же парижский аптекарь Антуан Кинкет (1745-1803) изобрел так называемый "стеклянный камин", который подвешивался на стену. Источник света не стал давать тени от емкости; такая лампа получила по фамилии изобретателя название "кинкет". В начале XIX в. во Франции было сделано еще одно улучшение, как потом оказалось, коренным образом повлиявшее на внешний вид будущих керосиновых ламп: на корпус поместили цилиндрическую емкость для топлива. Оно стало стекать в расположенную ниже "горелку Арганда" с защитным стеклом, кроме того, всю конструкцию расположили в абажуре матового стекла. С тех пор лампы этого типа стали называться "астрал" ("без тени").

Однако работа инженеров, ученых и просто талантливых самоучек по созданию более совершенных ламп продвигалась медленно; они, по большей мере, шли эмпирическим путем, хотя бы потому, что еще не знали теории процесса горения. Кроме того, не было и универсального достаточно дешевого топлива, которое бы обеспечивало яркое свечение, надежность и безопасность применения. Оливковое масло было достаточно дорогим и практически недоступным для северных стран, да и светило оно не так уж и ярко. Животные жиры, скипидар, их смеси имели свои недостатки.

Поиски новых горючих субстанций продолжались. С 30-х годов XIX в. в лампах начали использовать минеральные масла - как наиболее дешевые. В 1830 г. австрийский химик К. Рейхенбах путем сухой перегонки дерева, торфа и каменного угля получил новый осветительный продукт, который стали называть "фотоген" (то есть "свет рождающий", или "свет дающий"). А во Франции в 1832 г. предприниматель Селлиг применил для этого сухую перегонку горючих сланцев. В 1850 г. Вагенман в Германии добыл масло посредством сухой перегонки бурых рейнских углей, окрестив более легкий продукт также "фотогеном", более тяжелый - "соляром" ("солнечным"). Нефтепромышленники сразу смекнули: создание керосиновой лампы в будущем обеспечит им дополнительные дивиденды; они были не только заинтересованы в скорейшем ее появлении, но и всячески финансировали любые исследовательские работы на этот счет.

Десятки российских и зарубежных предпринимателей быстро оценили выгоду от создания керосиновой лампы. Их конструкции множились день ото дня: лампы Кумберга, Тенцлера, Вагнера, Гольдсмита, Меринга, Филиппса и многих других. Однако первые попытки использования керосина в масляных лампах часто заканчивались неудачами.

Наконец, в 1852-1853 г. фармацевты одной из аптек Львова - Игнацы Лукасевич и Ян Зех (Зег) - изобрели первый безопасный тип керосиновой лампы - прообраз будущего массового изделия. Неоценимые усовершенствования в ее конструкцию внес Адам Братковский. Однако еще долго у нее оставалось слабое место, которое пытались устранить на протяжении многих лет и от которого зависела эффективность освещения, - механизм регулировки поднятия и опускания фитиля. Также в течение долгого времени совершенствовались материал, из которого изготавливался фитиль, и его форма.

Цилиндрический резервуар лампы, выполненный из металла, был полностью отделен от камеры сгорания и имел ручку для переноса. Цилиндрическая же трубка из прозрачной слюды защищала горелку от пламени. Доступ воздуха снизу, а также выход горячего воздуха и дымовых газов через многочисленные отверстия в верхней части лампы обеспечивали естественную тягу для поддержания стабильного пламени. Эта конструкция лампы была уже в 1853 г. использована для освещения операционной во львовской городской больнице. Одновременно Я Зех запатентовал как свое изобретение сернокислотную очистку керосина от ароматических углеродов, "избавив" керосин от неприятного запаха, увеличив его светимость и резко снизив образование копоти.

В 1894 г. ученик и ассистент крупного специалиста горного дела, профессора кафедры химии Горного института К.И. Лисенко (1836-1903), инженер А.И. Степанов впервые в мире разработал "Основы теории ламп", за что в 1896 г. был удостоен первой Российской премии имени Людвига Нобеля. Позже эта теория была развита самим Лисенко, что создало основу для современной конструкции керосиновых ламп.

Керосиновое освещение после этого получило молниеносное распространение. Стали бурно развиваться мастерские по производству элементов ламп и ламп в целом. Ими заинтересовались многочисленные производители лампад. В Германии, Австрии, Франции, а затем в России и США стали организовываться крупные предприятия по производству все более совершенных и разнообразных по конструкции ламп.

В зависимости от эпохи менялся стиль в архитектуре, строительстве, искусстве; все это оказывало огромное влияние и на внешний вид керосиновой лампы. Соответственно менялись материалы для ее изготовления (бронза, серебро, золото, стекло, мрамор, фарфор и т. д.), а также декор и техника украшения (листья, растения, цветы, бабочки, птицы, прозрачное или матовое стекло, "крошка", "нить", травление плавиковой кислотой и др.). Некоторые светильники такого рода дошли до наших дней и представляют собой уникальные художественные произведения. В г. Кросно (Польша) создан даже специальный "Музей керосиновой лампы", где хранятся редчайшие ее экземпляры из многих стран мира.

Наибольшего своего распространения керосиновые лампы достигли в 1860-1920 гг. Затем их во все большей степени стали вытеснять газ и электричество, хотя еще в течение долгого времени они применялись на железной дороге в качестве сигнальных устройств. Осветительный керосин практически полностью потерял свое значение в Европе и США после второй мировой войны, хотя до сих пор почти треть населения земного шара, живущая в отдаленных и труднодоступных районах многих стран (Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии, Африки и др.), пользуется освещением на его основе.

Да и у нас, в России, во многих сельских магазинах простая керосиновая лампа - еще не редкость. Вызывая порой ироническую усмешку наших более молодых сограждан из-за примитивности устройства и "грубости" дизайна, она частенько еще спасает своих владельцев при неожиданном отключении электричества. Словом, время ее уйдет еще не скоро.