Техника – молодёжи 1940-06, страница 11
С. ВИКТОРОВ
Уличное освещение в Москве было введено в 1730 г. специальным указом сената. Фонари того времени были стеклянные, с четырьмя стенками, суживающиеся книзу и расширяющиеся кверху. Они устанавливались на грубо сделанных деревянных столбах. В фонарях в особых плошках с пеньковым фитилем горело конопляное масло.
Эти «коноплянники», как их называли, существовали долгое время. В сороковых годах прошлого века делалась попытка заменить их более яркими фонарями, в которых горела смесь спирта и скипидара. Но спирто-скипидарное освещение распространения не получило, так как обходилось слишком дорого. Дешевое горючее для уличного освещения было найдено, когда научились добывать керосин из нефти. В 1863 г. в Россию стал ввозиться американский керосин, и в том же году в Баку был построен первый отечественный керосиновый завод. Примерно к этому же времени относится и появление керосиновых фонарей в Москве. По внешнему виду они мало отличались от «коноплянников», но вместо плошки внутри ставилась керосиновая лампа. Для притока воздуха в крышке фонаря устраивалась вентиляционная труба с колпачком, предохраняющим от попадания внутрь дождя или снега. Сила света керосинового фонаря не превышала в среднем 9 свечей.
По вечерам на улицах города появлялись фонарщики, которые с лесенками в руках обходили свои кварталы. Фонарщики наливали в лампы керосин, чистили стекла и «вздували» огонь.
Дальнейшим усовершенствованием этого примитивного источника света явился керосино-калильный фонарь. Он представлял собой длинный цилиндр, заканчивающийся внизу стеклянным колпаком с рефлектором. Резервуар для керосина помещался в верхней части фонаря. Отсюда горючее по трубке стекало вниз, в испаритель. Пары керосина выходили струей из форсунки и, смешавшись с воздухом, сгорали внутри калильной сетки. При этом сетка раскалялась и давала сильный свет.
Обращение с керосино-калильным фонарем требовало известной сноровки. Прежде чем зажечь его, нужно было разогреть испаритель. Для этого в специальную чашку, находящуюся около испарителя, наливался спирт, который затем поджигался через особое отверстие в стенке фонаря. Фонарь подвешивался на металлическом кронштейне, который устанавливался на верхушке высокого деревянного столба. Для заправки фонарь спускался вниз на тросе.
Керосино-калильные фонари были самым мощным видом уличного освещения в дореволюционной Москве. Сила их света достигала 600 свечей.
Вслед за керосином для освещения Москвы начинают использовать газ. Газовые фонари появились на ее улицах с 1869 г. В первое время это были простые рожки, горящие светящимся пламенем. Но в дальнейшем они были заменены более усовершенствованными ауэровскими горелками с калильной сеткой. Горелка заключалась в стеклянный футляр, который устанавливался на чугунной колонке. Мощность этого осветительного прибора составляла около 180 свечей.
Затем появилось и электрическое освещение. На площадях подвешивались дуговые фонари, а в прочих местах — простые рефлекторные лампы. Дуговые фонари вследствие неравномерной подачи углей давали неровный, мигающий свет. По яркости они уступали керосино-калильным лампам.
Электричество не вытеснило керосиновых и газовых фонарей. Все эти виды освещения существовали и развивались в дореволюционной Москве одновременно. К 1914 г. в городе насчитывалось 8400 простых керосиновых фонарей, 7800 газовых, 4000 электрических и около 500 керосино-калильных. Керосин господствовал на окраинах, а газ освещал главным образом центральную часть города.
Ныне эти фонари «сданы в архив». Последние керосиновые фонари исчезли с улиц города в 1926 г.
Газовые фонари просуществовали до 1933 г.